Художники создают шедевры, коллекционеры борются за право обладать ими. Но даже среди самых известных картин есть те, что окружены недоброй славой. По слухам, они приносят беды своим владельцам и просто тем, кто оказался рядом.
Иван Крамской. «Неизвестная»
Художник задал современникам загадку, на которую так и не нашлось ответа: кто же эта женщина, в которой всем виделись неуловимо знакомые черты. Притягательный взгляд таинственной незнакомки со временем стал казаться зловещим. Рассказывают, что Павел Третьяков отказался купить картину для галереи, после чего она оказалась в частной коллекции. Вскоре владельца неожиданно бросила жена, и он поспешил перепродать портрет. Второй хозяин потерял в пожаре дом и почти все имущество, но картина осталась невредимой. Третий обладатель «Неизвестной» разорился. Даже покинув страну, полотно, по слухам, продолжало приносить несчастья, пока не вернулось в Россию в 1925 году, оказавшись, наконец, в Третьяковской галерее.
Диего Веласкес. «Венера с зеркалом»
Два с половиной века эта прекрасная картина приносила всевозможные беды своим хозяевам, пока саму ее не порезали ножом. Первый же владелец полностью разорился: он был купцом, и снаряженные им суда неожиданно затонули, а то, что уцелело, присвоили пираты. Так что остатки имущества были вынужденно распроданы, «Венера» в том числе. Второй лишился всего своего состояния в одно мгновение: в его портовые склады ударила молния, вызвавшая пожар. Купившего картину с аукциона ростовщика ограбили и зарезали через несколько дней. В 1906 году работа Веласкеса оказалась в Лондонской галерее. Ее выставили в экспозиции, и тут нападению подверглась сама Венера. На картину накинулась с ножом Мери Ричардсон, решившая, что изображение унижает достоинство женщин. Реставраторам удалось восстановить «Венеру с зеркалом», сама же она будто утратила свою роковую силу после травмы.
Карл Брюллов. «Всадница»
В советское время репродукцию этой картины размещали в школьных учебниках, так что знали ее практически все. А вот о судьбе героини учителя не рассказывали. Юная Джованнина была племянницей итальянского композитора Паччини. После смерти дяди родственников не осталось, и ее забрала к себе русская графиня Юлия Самойлова. Девушка попала в атмосферу любви и роскоши, получала хорошее образование и даже стала моделью для прекрасного художника Карла Павловича Брюллова, который запечатлел ее гарцующей на коне. По трагическому стечению обстоятельств именно конь стал причиной скорой гибели Джованнины Паччини: выпав из седла во время прогулки, она была затоптана несущимся скакуном. Портрет окутала дурная слава: его остерегались брать в свои дома коллекционеры, особенно если в семье подрастали дочери.
Джованни Браголин. «Плачущий мальчик»
Когда картина, написанная в 50-е годы прошлого века, была представлена публике, многие были поражены ее реалистичностью. Пошли разговоры, что это не случайно: художник, по слухам, пугал собственного сына, зажигая перед его лицом спички, которых ребенок боялся. Изображение стало популярным: во многих домах висели репродукции. И вот, в середине 80-х, вдруг пошла целая волна пожаров в тех домах, где они находились. На совпадение, возможно, никто не обратил бы внимания, если бы не одна деталь: картинка оставалась нетронутой огнем и лежала невредимой посреди пожарища. Расследование британской газеты The Sun в 1985-м подтвердило: владельцы сгоревших квартир действительно в разное время разместили в интерьере копии «Плачущего мальчика». Была объявлена целая акция «Сожги мальчишку»: волонтеры скупили все репродукции, которые удалось найти, и показательно сожгли их на большом пустыре. Оригинал, однако, уцелел и находится в частной коллекции анонимного владельца.
Клод Моне. «Водяные лилии»
Еще одна картина, с которой связывают десятки пожаров в домах и музеях, принадлежит кисти знаменитого французского импрессиониста. Лилий им написано множество, но только эту версию окружили зловещие слухи. Рассказывают, что первой жертвой стал сам Моне: сразу после завершения картины у него полностью выгорела мастерская. Большинство картин погибло, но «Водяные лилии» остались целы. Расстроенный художник продал их в кабаре на Монмартре, которое… сгорело через месяц! Целехонькое полотно купил парижский коллекционер Отто Шмидц, и через год в его кабинете начался пожар, охвативший весь дом. Однако стена, на которой висели «Лилии», уцелела. Картину перепродавали несколько раз, пока не случился нашумевший пожар в Музее современных искусств в Нью-Йорке в 1958 году. В огне погиб сотрудник музея, и эта жертва словно прервала цепь несчастий. Шедевр так и остался в коллекции музея, но пожары прекратились.
Эдвард Мунк. «Крик»
Одна из самых дорогих и запоминающихся картин из всех, созданных художниками, тоже обладает непростым нравом. Во всяком случае ходят легенды, что полотно мстит каждому, кому случается его «обидеть». Однажды сотрудник музея, где хранилась картина, случайно ее уронил. С того самого дня у него начались жуткие мигрени. Головные боли были настолько сильными, что довели до самоубийства. Другой служащий не удержал «Крик» в руках при смене экспозиции. Несколько дней спустя он попал в страшную аварию и получил множество переломов. А посетитель, украдкой потрогавший холст, якобы сгорел заживо. Дальше следует целая череда историй о болезнях, ссорах с близкими и депрессиях тех, кто каким-либо образом соприкасался с этой работой художника. Он и сам словно был проклят: в раннем детстве потерял мать, затем сестру, в 14 лет брата. Другая сестра заболела шизофренией, а сам он страдал настолько тяжелыми нервными срывами, что пришлось прибегнуть к лечению электрошоком.